Пояснительная записка к решению вопроса об инициировании внесения изменений в закон Алтайского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к решению вопроса об инициировании  внесения изменений в закон Алтайского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае»

 

г. Барнаул                                                                                                       25 июня  2015 года

 

          В 2004 году на 6-й сессии и в 2006  году на 23-й сессии Краевого Совета Народных Депутатов была рассмотрена информация о ходе выполнения закона «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае».

          Обсуждая этот вопрос, особое внимание депутаты обратили на тот факт, что надлежащая организация деятельности мирового судьи по отправлению правосудия в значительной мере зависит от количества и состава его аппарата. Тогда (как, впрочем, и сейчас) аппарат мирового судьи состоял из двух специалистов. Однако, как показала практика, при существующей нагрузке этого явно недостаточно. Депутаты признали, что необходимо освободить судей от дополнительной работы, не связанной с осуществлением правосудия. В том числе - от заполнения статистических форм и составления отчетов, решения вопросов организации хозяйства и учета материально-технических ценностей, закрепленных за судебными участками. Недостаточное количество работников аппарата мировых судей не позволяет эффективно организовать делопроизводство на судебном участке и оказывать существенную помощь мировому судье.

         В целях повышения авторитета судебной власти, укрепления и развития материально-технического обеспечения мировых судей депутаты приняли ряд решений. В частности, они предложили Администрации края наряду с разработкой и внесением  на рассмотрение в КСНД краевой целевой программы развития мировой юстиции на 2007-2010 годы, совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Алтайском крае рассмотреть вопрос о создании специально уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, а также проанализировать обоснованность введения должностей администраторов, помощников мировых судей и архивариусов.

        В соответствии с пунктом 2 статьи 13  Закона Алтайского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае», структура и штатная численность аппарата мирового судьи устанавливается Алтайским краевым Законодательным Собранием по предложению Администрации Алтайского края.

         Согласно Положению об управлении Алтайского края по обеспечению деятельности мировых судей (далее Управление), утвержденному указом Губернатора Алтайского края от 10.07.2014 № 95, на управление возложена организация деятельности аппаратов мировых судей, принятие мер по ее совершенствованию, подготовка предложений по изменению границ, местонахождения судебных участков, структуры, штатной численности Управления.

       В целях повышения уровня организации и кадровой обеспеченности судебных участков края Управлением разработано и утверждено Положение об аппарате мирового судьи Алтайского края, которое, в том числе закрепляет основные задачи, функции и правовой статус работников аппарата мировых судей, среди которых отсутствует помощник.

         По сведениям Управления, при формировании проекта бюджета Алтайского края на 2015 год, Управлением были внесены предложения об увеличении штатной численности аппарата мировых судей и введении должностей помощника мирового судьи в количестве 143 единиц, что в условиях сегодняшнего кризисного времени и не требуется, так как ранее Советом судей и руководством краевого суда предлагалось поэтапное введение этой должности, начиная с не менее 50 штатных единиц с распределением на судебные участки с наибольшей нагрузкой.  

          Естественно, не получив поддержки из-за столь «бурного» расширения штатов и связанных с этим материальных затрат,  Управление, сославшись на Закон Алтайского края от 28.11.2013 № 82-ЗС «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», которым  органам государственной власти Алтайского края, финансируемым из краевого бюджета, рекомендовано не принимать решений, приводящих к увеличению штатной численности государственных гражданских служащих Алтайского края; а также на необходимость экономии бюджетных средств, фактически отложило решение вопроса о введении в аппарат мирового судьи должности помощника на более поздний срок.

 Очевидно, что снятие этого вопроса с повестки дня и, как следствие, выведение проблемы  кадрового обеспечения мировых судей из разряда острейших не  соответствует целям и задачам Управления по повышению эффективности  и  качества  отправления  правосудия, что совпадает с вышеприведенным депутатским мнением. Ведь речь идет не о расширении штатов (как кажется на первый взгляд), а об организации надлежащей работы и завершении формирования работоспособного аппарата мирового судьи хотя бы с 2016 года.

Между тем, в  большинстве регионов России должности помощников введены в аппарат мировых судей и соответствующим образом этот вопрос урегулирован в региональных законах, либо подзаконных актах. 

Так, например, в Саратовской области аппарат мирового судьи состоит из помощника  мирового судьи, секретаря судебного участка, секретаря судебного заседания (ст. 10.2 Закона Саратовской области от 16.03.1999 №12-ЗСО «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Саратовской области»).

Положением об аппарате мирового судьи, утвержденным Приказом Службы  по обеспечению деятельности мировых судей Смоленской области от 04.06.2014 предусматривается, что в структуру аппарата входят следующие должности государственной гражданской службы: помощник мирового судьи, заведующий канцелярией судебного участка мирового судьи, секретарь судебного заседания, секретарь судебного участка мирового судьи, а также архивариус, должность которого не отнесена к государственной гражданской службы (п. 1.3 Положения).

В Алтайском крае динамика   нагрузки на мировых судей постоянно прогрессирует и является запредельной.

Так, согласно статистическим данным, среднекраевая ежемесячная нагрузка по находящимся в производстве делам (гражданским, уголовным, административным)  на одного судью составила:

 в 2010 году – 203, 93 дел;

 в 2011 году – 207, 70 дел;

 в 2012 году – 187, 08 дел;

 в 2013 году -  215, 53 дел;

 в 2014 году – 229,17 дел, а в первом квартале 2015 года такая нагрузка составила уже 235, 02 дел.

Тем не менее, администрацией края демонстрируется довольно «стабильный» подход к формированию аппарата мирового судьи, численность и штаты которого не меняются с момента образования мировой юстиции, причем по вышеприведенным причинам должность помощника мирового судьи в штатном расписании 2015 года по-прежнему отсутствует.

         Причины, по которым Управление не принимает мер, связанных с реализацией права законодательной инициативы со стороны Администрации края, официально не доведены до сведения судейского сообщества.

         В этой связи на обсуждение мировых судей некоторых судебных участков края (г. Барнаул, г.Бийск, г.Рубцовск, г. Новоалтайск), работающих с наибольшей нагрузкой, вынесен вопрос: «Согласны ли Вы с изложением  пункта 2 статьи 13 вышеназванного Закона  в следующей редакции: «В  структуру аппарата мирового судьи входят следующие должности государственной гражданской службы: помощник мирового судьи, заведующий канцелярией судебного участка мирового судьи, секретарь судебного заседания, секретарь судебного участка мирового судьи, а также архивариус, должность которого не отнесена к государственной гражданской службе. Штатная численность аппарата мирового судьи устанавливается Алтайским краевым Законодательным Собранием по предложению Администрации Алтайского края»?

          Было предложено выбрать либо один из двух вариантов ответов:  «согласен(а)», «Вопрос структуры и штатной численности аппарата мирового судьи в достаточной степени урегулирован и изменений на законодательном уровне не требуется», либо  высказать свое отдельное мнение.

             Как показал опрос, абсолютно все мировые судьи согласились с предложенными изменениями в вышеназванный Закон.

            При этом  мировые судьи г. Рубцовска, высказывая общее мнение,  указали на то, что штатная численность в количестве 2 человек недостаточна для эффективной работы судебного участка. Они же полагают, что должность помощника мирового судьи обусловлена критической необходимостью ввиду нагрузки на мирового судью, при которой отпуск секретарей участков фактически не превышает 2-х недель, в течение которых они вынуждены исполнять свои обязанности.

        С точки зрения мировых судей края, отсутствие в штате помощника может быть оправдано, как  правило, только лишь тем, что нагрузка на мирового судью разумна и не превышает среднерегиональную. Иных серьезных аргументов возможности отсутствия на участке должности помощника  никем из «обделенных» ими мировых судей не приведено. Более того, они едины во мнении, что создание надлежащих условий труда мирового судьи, особенно в условиях повышенной нагрузки и возросшего документооборота, не может состояться без введения в штат государственного служащего (помощника), призванного разделить часть технической, информационной и подготовительной работы судьи по отправлению правосудия.

      

      

Председатель комиссии Совета судей

по содействию организации деятельности

мировых судей                                                                                                           И.М.Бардин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статьи по теме:



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.