Концепция информационного взаимодействия судов и органов судейского сообщества Алтайского края со средствами массовой информации и связи с общественностью

                                                                         УТВЕРЖДЕНА

                                                                 постановлением Совета судей

                                                                                                                                          Алтайского  края                                                               от 22 июня 2018 года

 

К О Н Ц Е П Ц И Я

информационного взаимодействия судов и органов судейского

сообщества Алтайского края со средствами массовой информации

и связи с общественностью

 

       Концепция информационного взаимодействия судов и органов судейского сообщества Алтайского края со средствами массовой информации и связи с общественностью является выражением официальных взглядов судейского сообщества на основные направления деятельности в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации (информационных ресурсов), субъектов, осуществляющих сбор, и распространение информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных и правовых отношений.

   Под информационным взаимодействием понимается комплекс мероприятий, направленных на гармонизацию отношений судов и органов судейского сообщества Алтайского края с населением Алтайского края, понимание гражданами сущности и целей проводимой в государстве судебной реформы, провозглашение идей правосудия, а также на объективное освещение деятельности судов, органов судейского сообщества в средствах массовой информации (далее - СМИ).

    Целями информационного взаимодействия являются: обеспечение открытости, доступности и прозрачности правосудия; укрепление авторитета судебной власти и её независимости; повышение уровня правосознания граждан и правовой культуры населения.

    Задачами для достижения целей информационного взаимодействия являются: объективное и всестороннее информирование общественности и граждан о деятельности судов, органов судейского сообщества; развитие инициативы и применение эффективных форм во взаимодействиях со СМИ и общественностью; формирование вектора интересов СМИ по освещению роли судебной власти в механизме защиты прав и свобод личности, законных интересов граждан, юридических лиц и общественных организаций; отслеживание в медийном поле Алтайского края отрицательно-оценочных публикаций, не соответствующих объективной действительности и принятие  своевременных мер реагирования.

       Настоящая Концепция является основой для:

- выработки единых подходов  при организации и осуществлении взаимодействия со СМИ и связи с общественностью, а также регламентации и совершенствования работы в информационной сфере;

- подготовки предложений, направленных на совершенствование и повышение эффективности информационной политики, проводимой судебными органами Алтайского края;

- организации практической работы по информационному обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества Алтайского края и Управления Судебного департамента в Алтайском крае (далее – Управление Судебного департамента).

       Данная Концепция развивает принципы отношений судов, органов судейского сообщества со СМИ и связи с общественностью, определенные действующим законодательством.

 

    1. Формирование информационной политики  в Алтайском крае как фактор укрепления независимости и самостоятельности правосудия

      Значительная часть населения, не испытывая ощутимой повседневной потребности в получении сведений о функционировании судебной системы, тем не менее нуждается в информации о деятельности судов. Во-первых, в целях повышения общей правовой культуры общества, а, во-вторых, для адекватного формирования образа правосудия, укрепления авторитета правосудия как эффективного способа восстановления законности и разрешения правовых споров.

      Взаимодействие судов со СМИ, в том числе при исполнении Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», находится на постоянном контроле Совета судей Алтайского края, в составе которого создана комиссия по связям с государственными органами, общественными организациями, средствами массовой информации, информатизации судов и спорту.

    В крае образован объединенный пресс-центр судов Алтайского края, куда входят члены редакционной коллегии журнала судейского сообщества Алтайского края «Алтай: дела судейские», а также ответственные за взаимодействие со СМИ и общественностью в судах края.

   Освещение деятельности судов и органов судейского сообщества Алтайского края региональными и местными СМИ с момента образования объединенного пресс-центра имеет положительные тенденции, как
по количеству публикуемых материалов, так и по объективности, что способствует достижению целей информационного взаимодействия.

   Большинством судов в Алтайском крае активно применяются различные формы взаимодействия с общественностью, такие как: круглый стол,  проведение судьями и государственными служащими бесед со школьниками средних общеобразовательных школ на правовые темы, а также со студентами средних и высших образовательных учреждений; проведение просветительских бесед по правовой тематике в трудовых коллективах предприятий и учреждений края, проведение тематических конкурсов среди школьников и студентов и другие.

    Современный этап социально-экономических преобразований и развития судебной системы диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит перед судами новые и все усложняющиеся задачи, эффективное решение которых невозможно без взаимодействия с общественными организациями, в том числе с социально ориентированными и правозащитными некоммерческими организациями. Суд как независимая ветвь государственной власти должен в большей мере опираться на поддержку гражданского общества, общественных организаций и независимых квалифицированных СМИ.

      2. Интересы судов и органов судейского сообщества Алтайского края  в информационной сфере и их обеспечение

      Важнейшими интересами судов и органов судейского сообщества Алтайского края в информационной сфере  являются объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации, возможность представителей судейского сообщества через СМИ свободно доводить до широкой общественности свое мнение и взгляды по актуальным вопросам развития судебной реформы и иным проблемам, затрагивающим законные интересы граждан.

     При этом судейское сообщество исходит из того, что интересы судебной системы, средств массовой информации и иных институтов гражданского общества в информационной сфере не противоречат друг другу
в принципиальном плане и должны определяться сбалансированностью взаимных интересов, которые заключаются в:

- реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, в том числе о деятельности судебной системы, на использование такого рода информации в интересах осуществления
не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития;

- реализации конституционных норм о нераспространении информации о частной жизни граждан, в том числе ставшей достоянием судебного следствия и разбирательства, без их согласия;

- беспрепятственном осуществлении профессиональной деятельности работников средств массовой информации по сбору, формированию и распространению информации о деятельности судов;

- соблюдении журналистами обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, в части, касающейся освещения деятельности судей и органов судейского сообщества Алтайского края;

- праве судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента на объективное и достоверное освещение их деятельности;

- осуществлении контроля за соблюдением порядка освещения деятельности органов судебной власти  Алтайского края  в  средствах массовой информации.

      Реализация этих интересов судебной системы достигается посредством:

а) функционирования системы информационного обеспечения деятельности судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента;

б) регулирования взаимоотношений судов со средствами массовой информации и связей с общественностью;

в) координации информационной работы судов и органов судейского сообщества Алтайского края.

 

          А. Система информационного обеспечения судебной власти

      Создание системы информационного обеспечения деятельности судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента позволяет объединить их ресурсы в информационной сфере, координировать их информационную политику на основе предложенных подходов к работе со средствами массовой информации и с общественностью.

    Информационное обеспечение судебной системы предполагает распространение в средствах массовой информации сведений о деятельности судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента, официальных и иных материалов названных органов силами их сотрудников, ответственных за работу по осуществлению взаимодействия со СМИ и связи с общественностью (далее – пресс-секретари) и объединенного пресс-центра судов Алтайского края (далее – пресс-центр), деятельность которого регулируется Положением об объединенном пресс-центре судов Алтайского края.

      Система информационного обеспечения судебной власти Алтайского края основывается на согласованной по содержанию, времени и последовательности деятельности пресс-секретарей, указанных выше органов и  пресс-центра, а также комплексе проводимых ими мероприятий по сбору, обработке, накоплению, хранению и распространению информации о деятельности судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента.

   Эффективность системы информационного обеспечения судебной власти определяется проведением следующих мероприятий:

  • Сотрудничество с пресс-службами администрации Алтайского края, краевого Законодательного Собрания, прокуратуры, управления внутренних дел, управления юстиции и так далее.
  • Возложение на конкретных работников аппарата судов обязанностей по осуществлению взаимодействия со средствами массовой информации и связи с общественностью с внесением соответствующих функциональных обязанностей  в их должностные регламенты. 
  • Осуществление со стороны пресс-центра методической, консультативной помощи судам, редакциям.

    Координация работы по информационному взаимодействию судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента со средствами массовой информации  и связи с общественностью  возлагается на объединенный пресс-центр судов Алтайского края.

    Принципиально важной задачей объединенного пресс-центра является облегчение доступа представителям средств массовой информации к информации о деятельности судов, вызывающей повышенный общественный интерес, а также улучшение взаимопонимания судей и журналистов.

   Реализация единых принципов в работе по взаимодействию со средствами массовой информации обеспечивается решением пресс-центром и пресс-секретарями судов  следующих задач:

- осуществление комплексного планирования информационного обеспечения деятельности судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента;

- проведение мониторинга средств массовой информации, анализа динамики общественного мнения по  вопросам деятельности судов и органов судейского сообщества Алтайского края  с целью оперативного информирования соответствующих руководителей судебных органов;

- проведение аккредитации представителей средств массовой информации при объединенном  пресс-центре судов Алтайского края, предоставление   журналистам информации, в том числе вызывающей повышенный общественный интерес;

- организация освещения в средствах массовой информации деятельности судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента путем создания и ведения в СМИ постоянных рубрик (в том числе собственных),  тематических передач на телевидении и радио; 

- регулярное информирование о текущей работе Совета судей и квалификационной коллегии судей Алтайского края, Алтайского краевого суда, Арбитражного суда Алтайского края, Барнаульского гарнизонного военного суда, районных (городских) судов и мировых судей края, Управления Судебного департамента; 

- в целях более предметного сотрудничества судов и прессы, установления взаимопонимания и доверия, открытости в отношениях целесообразно проведение конференций (семинаров) с участием руководителей судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента с представителями средств массовой информации по актуальным вопросам деятельности и освещения  их работы;

- подготовка и распространение в средствах массовой информации выступлений руководителей судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента, а также соответствующих видео-, фото- и аудиоматериалов по актуальным проблемам их деятельности; официальных материалов (постановлений, решений, заявлений, обращений и т.д.) судебных органов и органов судейского сообщества;

- оперативное реагирование на не соответствующие действительности или являющиеся юридически некомпетентными публикации в средствах массовой информации;

- подготовка аналитических и справочно-информационных материалов, а также проектов распорядительных и иных документов для руководителей судов, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента по вопросам, входящим в компетенцию пресс-центра;

- организация проведения творческих конкурсов  на лучшее освещение  в средствах массовой информации деятельности судов, органов судейского сообщества и хода судебной реформы в Алтайском крае;

- доведение через СМИ информации о судебных решениях, вступивших в законную силу, вынесенных по делам, о которых в средствах массовой информации имелись негативные суждения по поводу деятельности судебных органов, а также сведений о решениях судов, отмененных или измененных вышестоящими судебными инстанциями, если ранее они были опубликованы или иным образом распространены в периодической печати.

   Применение собственных информационных ресурсов и средств массовой информации судейского сообщества - эффективное средство, обеспечивающее доведение до общества сведений о деятельности судов, а также свободного выражения взглядов, мнений представителей судебной власти Алтайского края, как по вопросам деятельности судов, так и по иным проблемам, связанным с обеспечением независимости и самостоятельности правосудия, и их открытого обсуждения в обществе.

 

    Б.  Регулирование взаимоотношений  судов со средствами массовой информации и с общественностью

       Основными проблемами в информационной сфере Алтайского края, связанной с деятельностью судебной системы, требующими соответствующего регулирования, являются:

- проведение аккредитации представителей средств массовой информации при объединенном пресс-центре;

- определение порядка доступа к судебной информации представителей СМИ и иных категорий пользователей;

- организация работы журналистов во время судебных заседаний;

- реализация положений действующего законодательства по вопросам информации, затрагивающих интересы судебной власти Алтайского края;  

- финансовое и материально-техническое обеспечение информационной работы в судебных органах и Управлении Судебного департамента.  

        Их разрешение  регламентируется положениями настоящей Концепции.

        Аккредитация представителей средств массовой информации в объединенном пресс-центре  проводится в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года  № 2124-1 «О средствах массовой информации» и  Положением о порядке аккредитации представителей средств массовой информации в объединенном пресс-центре судов Алтайского края, утвержденным постановлением Совета судей Алтайского края, согласно которым  пресс-центр  аккредитует заявленных редакциями журналистов при условии соблюдения редакциями установленных правил аккредитации. 

    Определение порядка доступа к судебной информации представителей СМИ. Реализация принципа открытости судебного разбирательства обеспечивает свободный доступ всех заинтересованных лиц, и прежде всего представителей СМИ, к необходимой информации, что, в свою очередь,  способствует формированию правовой культуры граждан и усиливает воспитательное воздействие судебной власти на общество. Вместе с тем информация нуждается в специальном режиме ее защиты, поскольку свободный доступ к ней может не только затруднить или даже сделать невозможным отправление правосудия по гражданским и уголовным делам, но и причинить невосполнимый материальный, моральный или физический ущерб участникам судебного процесса.

        Осознавая этот факт, законодатель, провозгласив право каждого на свободный доступ к информации (в том числе в сфере осуществления правосудия), одновременно ограничил это право в известных случаях (ст. 241 УПК РФ, 10 ГПК РФ, ст. ст. 23, 24 Конституции РФ, ст. ст. 137, 183 УК РФ).

        Организация работы журналистов в ходе судебных заседаний. 
       Одной из важнейших демократических гарантий является свободный доступ граждан к правосудию. Этот принцип закреплен как в общепризнанных нормах международного права, так и в Конституции Российской Федерации, национальном отраслевом законодательстве, что имеет прямое отношение и к порядку работы представителей СМИ во время судебных разбирательств.

       В частности, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах отмечено, что «каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого, или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».

      В соответствии с  ч.1, ч.2  ст. 13  Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, в целях объективного, достоверного и оперативного информирования общества о деятельности суда судья должен взаимодействовать с представителями средств массовой информации. Судья должен способствовать профессиональному освещению в средствах массовой информации работы суда и судей, так как это не только помогает формированию правосознания граждан и укреплению доверия к суду, повышению авторитета правосудия, но и содействует выполнению средствами массовой информации их важной общественной функции по информированию граждан обо всех социально значимых событиях.

      В связи с этим необходимо:

- пресс-центру и пресс-секретарям судов оповещать журналистов о времени проведения судебных заседаний по делам, представляющим повышенный общественный интерес;

- предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале судебного заседания, вести записи по ходу судебного процесса. При этом фото-, кино- и видеосъемки, а также трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» могут производиться только по разрешению председательствующего по делу судьи;

- выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководителей средств массовой информации, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, принимающих участие в деле, и при наличии ходатайства редакции предоставлять возможность журналисту ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренными в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат.

      Целесообразно в планах повышения квалификации и переподготовки судей и государственных служащих предусматривать изучение основ взаимоотношений со средствами массовой информации.

   Реализация положений действующего законодательства по вопросам информации, затрагивающих интересы судебной власти.

   Ряд норм федерального законодательства, устанавливающих определенные возможности в информационной сфере для органов государственной власти, в отношении судебной власти не реализуются. Подобное положение в первую очередь объясняется недостаточной настойчивостью и активностью самих представителей судебных органов в отстаивании информационных интересов судебной системы. 

   Принципиально важным вопросом в этом плане является предоставление эфирного времени государственными телерадиовещательными компаниями представителям судебной власти (производителям программ судебной тематики) в соответствии с положениями п. п. 5, 6 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию».

      Отдельной проблемой остается отсутствие правового регулирования отношений судов и прессы, в том числе связанных с:

- установлением ответственности СМИ за распространение недостоверной информации о правонарушениях, совершенных гражданами;

- определением публикаций, являющихся оказанием давления на суд;

- публикацией негативных материалов о деятельности судов, размещаемых в СМИ на коммерческой основе.

    Однако регулирование этих и иных вопросов возможно осуществить путем внесения соответствующих поправок в законодательство о средствах массовой информации.

    Финансовое и материально-техническое обеспечение информационной работы в судебных органах и Управлении Судебного департамента. 

    Эффективность ведения информационной работы во многом обусловливается ее финансовым и материально - техническим обеспечением. Финансирование из федерального бюджета подобных расходов (оснащение пресс-центра современными техническими средствами, коммуникациями и современными технологиями, финансирование выпуска периодических печатных изданий, производства телепрограмм, обучение и переподготовка кадров и т.д.) предусматривается в недостаточном объеме. 

       В связи с изложенным представляется необходимым в ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» за счет средств, выделяемых на информатизацию, предусмотреть расходы в целях развития и совершенствования работы по информационному взаимодействию со средствами массовой информации и связи с общественностью.

 

       В. Координация  информационной работы судов и органов судейского сообщества Алтайского края

      Координационным центром информационной деятельности в судебной системе края является Совет судей Алтайского края, комиссия Совета судей Алтайского края  по связям с государственными органами, общественными организациями, средствами массовой информации и информатизации работы судов.

      Координация названной деятельности предполагает:

- определение приоритетных задач информационной работы на конкретные периоды времени;

- периодическое заслушивание руководителя пресс-центра о проводимой  в Алтайском крае работе;

- периодическое вынесение вопросов информационного обеспечения деятельности судов, органов судейского сообщества  и Управления Судебного департамента на рассмотрение Совета судей Алтайского края, принятие соответствующих постановлений;

-  организацию и проведение мероприятий по вопросам совершенствования взаимодействия судов и средств массовой информации с привлечением судей, журналистов, представителей юридической общественности и науки;

-  оказание помощи  пресс-центру  и пресс-секретарям судов по осуществлению их взаимодействия с председателями судов, судьями и работниками аппаратов судов;

-   привлечение к работе (введение в состав) комиссии по связям с государственными органами, общественными организациями, средствами массовой информации и информатизации работы судов  представителей объединенного пресс-центра,  журналистов, юридической общественности;

- подготовку предложений по дальнейшему  совершенствованию работы по информационному взаимодействию со средствами массовой информации и связи с общественностью.

 

Статьи по теме:



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.