Заслушав и обсудив на заседании Совета судей Алтайского края информацию председателя комиссии «По вопросам статуса судей, правового положения работников аппаратов судов, защиты их прав и законных интересов» М.В.Листратовой о работе приемных в судах Алтайского края, Совет судей констатирует, что за истекший период Управлением Судебного департамента в Алтайском крае, Алтайским краевым судом, районными и городскими судами края проведена определенная положительная работа по выполнению положении Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы» об организации и создании приемных в судах с учётом действующего законодательства и при отсутствии дополнительных штатных единиц.
Идея организации и создания приемных в судах определена в положении Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы».
Анализируя положения программы, а также утвержденное Судебным департаментом при Верховном суде РФ от 26.11.2008 года примерное положение о приемных в судах общей юрисдикции и типовой регламент организации деятельности приемной, абсолютно очевидно, что создание приемной в суде - это создание специализированного структурного подразделения, которое будет являться главным информационным центром обслуживания граждан, где они смогут получать информацию как о деятельности и порядке работы суда (судей) в целом, так и всю возможную информацию о движении и рассмотрении судебных дел. Кроме того, это специализированное подразделение будет и единственным (напрямую от граждан) каналом поступления и выдачи документов.
Приемные по приему граждан и представителей юридических лиц работают во всех судах края. Разработаны и утверждены «Положения о приемной суда» и соответствующие регламенты, председателями судов закреплены ответственные лица за работу приемных.
Управлением Судебного департамента проводится работа по организации приемных в специально выделенных помещениях и оснащение их компьютерной техникой. В феврале 2010 года на эти цели Судебным департаментом выделены специальные финансовые средства. В течение 2010 года эта работа продолжается, за счет текущих средств бюджетного финансирования производится закупка компьютеров и ноутбуков.
Актуальность вопросов, связанных с работой приемных судов, подтвердила активность судов края при обсуждении этой темы.
На запрос о проблемах в работе приемных суда и предложениях о работе приемных ответили более 60 городских и районных судов края.
22 суда Алтайского края сообщили, что проблемных вопросов и предложений по организации и работе приемной суда у них не возникает.
5 судов (Ключевский районный, Топчихинский районный и др.) в качестве проблемы в работе приемных отметили отсутствие специально отведенных помещений для организации приема граждан, другие материально-технические проблемы.
В Топчихинском районном суде отсутствует на всех персональных компьютерах полный набор программного обеспечения и информационно-правовых баз, локальной сети, что затрудняет работу приемной суда.
Следует отметить, что отмеченные проблемы Топчихинского районного суда будут решены, по информации Управления Судебного департамента в Алтайском крае, в октябре 2010 года после переезда в новое помещение.
10 судов (Белокурихинский городской, Алейский городской и др.) отметили наличие одновременно двух проблем - 1) отсутствие штатных единиц и 2) материально-техническое обеспечение (отсутствие отдельных помещений, отсутствие возможности оборудовать кабинет справочной литературой, автоматизированным рабочим местом с выходом в систему ГАС «Правосудие», персональным компьютером, принтером, факсом, устройствами видео- и звукозаписи, справочно-правовыми системами» Гарант» и «Консультант плюс»).
Указанные проблемы большинство судов решают в рабочем порядке путем перераспределения компьютерной техники, осуществляя прием граждан в кабинетах, которые занимают другие структурные подразделения судов.
Часть вопросов материально-технического обеспечения удалось снять, благодаря тому, что в апреле-мае 2010 года было значительное поступление компьютерной техники в суды края.
Многие суды считают необходимым и целесообразным введение штатной единицы для работы с гражданами в приемной суда, выделение приемной в самостоятельное структурное подразделение. Однако, существующая на сегодняшний день штатная численность в судах и распределение штатных единиц по структурным подразделениям с учетом объема выполняемой работы не позволяют создать самостоятельное отдельное структурное подразделение. Как правило, работу в приемной суда осуществляют помощники судей по графикам, утвержденным председателем суда. В первую очередь, это неудобно для работы судей, поскольку часто возникают ситуации, что в нужный момент помощник отсутствует на своем рабочем месте. При этом следует отметить, что должностным регламентом помощника судьи в качестве основной цели его деятельности установлено обеспечение исполнения полномочий судьи - оказание практической, методической и организационной помощи судье при отправлении им правосудия.
Более того, обеспечение работы приемной помощниками судей идет в разрез с положениями Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2011 г.г.» утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 г. № 583, которая прямо, с учетом действующего процессуального законодательства (и предполагаемых в него изменений), предусматривает исключение приема судьями и их помощниками исковых заявлений и иных обращений от граждан, поскольку таким приемом не обеспечиваются принципы осуществления правосудия, в том числе равноправия сторон, на обеспечение которых направлена деятельность приемной суда.
Прием должны вести специалисты (сотрудники), которые в дальнейшем ни каким образом не должны иметь отношения к рассматриваемому делу.
Определить одного помощника судьи, ответственного за прием граждан, и освободить его от непосредственной деятельности и должностных обязанностей затруднительно. С одной стороны, учитывая равную штатную численность судей и помощников судей, это негативно отразится на работе кого-либо из судей.
Из судов поступили предложения по совершенствованию работы приемных - о проведении регулярного повышения профессионального уровня работников, осуществляющих прием граждан; о необходимости исключения двойной отчетности и дублирования регистрации заявлений процессуального характера и обращений граждан непроцессуального характера; о целесообразности введение штатной единицы для работы с гражданами в приемной суда, выделение приемной в самостоятельное структурное подразделение.
Также поступили вопросы, возникающие при осуществлении приема граждан.
В целом можно отметить, что создание приемных помогло существенно снизить нагрузку на работников отделов судов. Также в определенной мере работа приемных повышает безопасность судебной деятельности, так как ограничивается доступ посетителей в другие помещения суда. Приемная способствует и экономии времени посетителей, позволяет получить нужную информацию в одном месте и от одного источника.
Теперь граждане, юридические лица, их представители, обращающиеся в суд, могут получить точную информацию о движении дел, результатах их рассмотрения, справочную информацию общего характера по вопросам оформления, составления, порядка подачи судебных документов ежедневно в течение рабочего дня, а не двух часов два-три раза в неделю, как это было ранее.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Управлением Судебного департамента в Алтайском крае и судами края принимаются меры по выполнению положений Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы» об организации и создании приемных в судах с учётом действующего законодательства и при отсутствии дополнительных штатных единиц.
В связи с изложенным, Совет судей Алтайского края приходит к выводу о необходимости продолжить работу в этом направлении, а также дополнительно принять меры по совершенствованию этой работы.
Руководствуясь Федеральным законом РФ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Регламентом работы Совета судей Алтайского края, Совет судей края
1. Принять к сведению информацию председателя комиссии «по вопросам статуса судей, правового положения работников аппаратов судов, защиты их прав и законных интересов» М.В.Листратовой о работе приемных в судах Алтайского края.
2. Поручить Управлению Судебного департамента в Алтайском крае при организации и проведении повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих дополнительно включать темы, связанные с организацией приема граждан.
3. Рекомендовать судам края использовать в работе приемных памятки для граждан с необходимой информацией, которые выдаются сотрудниками судов, осуществляющими прием.
4. Обратиться в Судебный департамент при Верховном Суде РФ о внесении изменений в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде (в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.08.2005 N 85, от 27.12.2006 N 146, от 23.01.2007 N 6) с учетом утвержденных Судебным департаментом при Верховном суде РФ от 26.11.2008 года примерного положения о приемных в судах общей юрисдикции и типового регламента организации деятельности приемной, для исключения двойной отчетности и дублирования регистрации заявлений процессуального характера и обращений граждан непроцессуального характера.