Поиск Войти
Выбор региона
Алтайский край

Совета судей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета судей Алтайского края №84 от 24.12.2021. «О возможности укрупнения малосоставных судов Алтайского края»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совета судей Алтайского края

«О  возможности укрупнения малосоставных судов Алтайского края»

 

24 декабря 2021 года                                                                                                                                                                                                                                     №84

 

        Заслушав и обсудив на заседании Совета судей Алтайского края информацию заместителя начальника Управления Судебного департамента в Алтайском крае Турлиу Н.Г. «О возможности укрупнения малосоставных судов Алтайского края», Совет судей установил следующее.

       Постановлением Совета судей Алтайского края «О возможности укрупнения малосоставных судов Алтайского края» от 29.10.2021 Управлению Судебного  департамента в Алтайском крае предложено:

- изучить опыт других субъектов Российской Федерации по оптимизации действующей системы  судов общей юрисдикции и совершенствованию организации их работы;

- определить критерии для укрупнения и упразднения судов общей юрисдикции в Алтайском крае;

- подготовить план работы на 2022-2024 гг. по данному вопросу.

        Вышеуказанные предложения Управлением Судебного  департамента в Алтайском крае выполнены.

     Во исполнение постановления Совета судей Алтайского края от 29.10.2021 № 70 «О возможности укрупнения малосоставных судов Алтайского края», в целях оптимизации действующей системы судов общей юрисдикции Управлением повторно проанализирована возможность упразднения малосоставных судов и укрупнения судебных районов с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов. В ходе работы изучался опыт других регионов Российской Федерации.

    Оптимизация системы судов общей юрисдикции районного звена осуществляется в соответствии с Программой развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года (одобрена постановлением Президиума Совета судей РФ от 26.12.2007 № 133), постановлениями Совета судей Российской Федерации от 15.05.2008 № 213 и Президиума Совета судей Российской Федерации от 26.02.2009 № 172 и реализуется путём объединения нескольких малосоставных районных судов в один или присоединения малосоставного суда к многосоставному суду с перераспределением штатной численности судей и работников аппарата судов.

       Анализ практики других регионов показал, что решение о целесообразности проведения мероприятий по оптимизации системы судов районного звена принимаются с учетом обеспечения прав граждан на доступ к правосудию и, исходя из таких критериев как судебная нагрузка; демографические, административно-территориальные особенности устройства каждого субъекта Российской Федерации.

     В Алтайском крае 26 двухсоставных судов: Баевский, Бурлинский, Быстроистокский, Егорьевский, Ельцовский, Залесовский, Крутихинский, Курьинский, Кытмановский, Новичихинский, Панкрушихинский, Петропавловский, Романовский, Солонешенский, Солтонский, Табунский, Тогульский, Тюменцевский, Угловский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Хабарский, Чарышский, Шелаболихинский, Яровской районные суды, районный суд Немецкого национального района. Все суды разные, разные по нагрузке, по категориям рассматриваемых дел. Каждый административный район, находящийся в  юрисдикции суда имеет свои территориальные и демографические особенности.

      Такое количество двухсоставных судов может затруднить реализацию предусмотренного статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации права на рассмотрение дела коллегией из трех судей. Учитывая незначительное количество заявленных ходатайств о рассмотрении уголовных дел коллегиями из трех профессиональных судей (за период с 2018 года по первое полугодие 2021 года рассмотрено 11 дел), необходимо оценить целесообразность массового упразднения двухсоставных судов в крае. Возможно, такая оптимизация не будет способствовать более полной реализации прав граждан на доступ к правосудию, повлечет нарушение гарантированных федеральными законами прав большего числа граждан, нежели гарантированных процессуальным законодательством прав обвиняемых.

       Оптимизация системы федеральных судов общей юрисдикции позволит распределить нагрузку судей, провести перераспределение штатных единиц. Но необходимо учитывать кадровые трудности, которые могут возникнуть при назначении (переназначении) судей, транспортную доступность населенных пунктов, в которых будут образованы судебные присутствия.

        В качестве критериев к упразднению двухсоставных судов Алтайского края необходимо выделить следующие: судебная нагрузка, численность населения, кадровый состав (наличие вакансий судей, председателя, предпенсионный возраст госслужащих), транспортная доступность.

     Самые низкие показатели судебной нагрузки по всем делам и материалам, находившимся в производстве суда за период с 2016 года по первое полугодие 2021 года у Ельцовского, Новичихинского и Солтонского районных судов. Также в качестве двухсоставных судов с низкой нагрузкой можно выделить Крутихинский и Курьинский районные суды.

       По критерию судебной нагрузки в план оптимизации системы районных (городских) судов Алтайского края на 2022 – 2024 годы (далее – План оптимизации) могут быть включены Новичихинский, Солтонский, Крутихинский и Курьинский районные суды.

      Наименьшая численность населения, с тенденцией к убыванию в Ельцовском, Солтонском, Тогульском районах. Также невысокая численность населения (от 8,5 до 9 тысяч человек) в Баевском, Быстроистокском, Курьинском, Новичихинском, Солонешенском, Табунском районах.

         Названные суды также могут быть включены в План оптимизации.

     Если рассматривать кадровый состав двухсоставных судов Алтайского края, то нет председателей в Быстроистокском, Ельцовском, Залесовском, Кытмановском, Новичихинском, Тюменцевском, Угловском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском, Хабарском районных суда, районном суде Немецкого национального района. Все эти суды могут быть включены в План оптимизации и упразднены без сокращения председателей судов.

             С точки зрения транспортной доступности в населенные пункты, в которых может быть упразднен суд и образовано судебное присутствие, в Алтайском крае нет труднодоступных районов, все соединены трассами, открытыми круглый год. Удаленность между центрами смежных районов Алтайского края небольшая и составляет до 90 км. Проблемы с транспортной доступностью судебных присутствий могут возникнуть только в зимнее время на период отпуска или временной нетрудоспособности судьи, который будет осуществлять правосудие по месту нахождения постоянного судебного присутствия.  

             Таким образом, по всем перечисленным критериям могут быть предложены к упразднению Ельцовский и Новичихинский районные суды.  Документы об упразднении Ельцовского районного суда находятся на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации, Новичихинский районный суд предлагается к упразднению.

             Курьинский и Солтонский районные суды соответствуют трем критериям, в настоящее время в этих судах имеются председатели, назначенные на должность в 2021 и 2020 годах, суды можно рассмотреть в качестве кандидатов к упразднению, предложив возможность назначения в другие суды края, в которых нет председателей.

             Учитывая низкую нагрузку по рассмотрению судебных дел может быть упразднен Крутихинский районный суд, в 2023 году истекает срок полномочий председателя суда.

             Исходя из изложенного, необходимо продолжить мероприятия по оптимизации системы районных (городских) судов Алтайского края в соответствии с прилагаемым планом.  В 2022 году подготовить проект Федерального закона об упразднении Новичихинского районного суда, передав вопросы, относящиеся к его ведению в юрисдикцию Поспелихинского районного суда, и образовании постоянного судебного присутствия в составе Поспелихинского районного суда. В 2023 году подготовить документы об упразднении Крутихинского районного суда, с передачей вопросов в юрисдикцию Каменского городского суда, в 2024 году направить документы об упразднении Солтонского районного суда, с передачей вопросов, относящихся к его ведению в Бийский районный суд.

         Проанализировав информацию, представленную Управлением Судебного  департамента в Алтайском крае «О возможности укрупнения малосоставных судов Алтайского края», руководствуясь Федеральным законом от 14 марта 2002 года №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Регламентом работы Совета судей Алтайского края,  Совет судей Алтайского края,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Принять информацию заместителя начальника Управления Судебного департамента в Алтайском крае Турлиу Н.Г. «О возможности укрупнения малосоставных судов Алтайского краю» к сведению.
  2. Утвердить план оптимизации системы районных (городских) судов Алтайского края на 2022 – 2024 годы.
  3. Оставить данный вопрос на контроле Совета судей Алтайского края. 

 

 

Председатель Совета судей

          Алтайского края                                                                  О.А. Смолина

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Алтайского края

Вход

Забыли пароль?