ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Совета судей Алтайского края
о предложениях по совершенствованию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на дальнейшую оптимизацию судебной нагрузки, повышение эффективности судопроизводства
2 сентября 2022 года № 95
Заслушав и обсудив на заседании Совета судей Алтайского края доклад председателя комиссии по вопросам судебной практики и совершенствованию законодательства, своевременному и качественному отправлению правосудия Скляр А.А., Совет судей установил следующее.
Административная ответственность является одним из динамично развивающихся и изменяющихся институтов административного права, что подтверждается многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее также - КоАП РФ).
В настоящее время процессуальные вопросы производства по делам об административных правонарушениях не в полной мере регламентированы КоАП РФ. Восполняется данный недостаток Верховным Судом Российской Федерации в различных постановлениях Пленума, в частности, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Данные разъяснения, являющиеся обязательными для мировых и федеральных судей, не всегда соблюдаются должностными лицами органов исполнительной власти, рассматривающими дела об административных правонарушениях.
В целях совершенствования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается следующее:
- Принять отдельный нормативный акт, регламентирующий производство по делам об административных правонарушениях – Процессуальный Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Определить и закрепить правовой статус должностных лиц, составивших протокол об административных правонарушениях, и вынесших постановление по делу об административном правонарушении.
- По аналогии с гражданским, административным и уголовным процессуальным законодательством предусмотреть, что в качестве защитника может выступать только лицо, имеющее высшее юридическое образование.
- В сроки, исчисляемые днями, включать только рабочие дни, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
- Внести изменения в норму, регламентирующую извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении (статья 25.15 КоАП РФ).
- Увеличить либо предусмотреть возможность продления установленного частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ срока рассмотрения дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение.
-
- частями 2 и 3 статьи 6.3
- статьей 19.3КоАП РФ.
- статьей 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство,
- статьей 20.2 КоАП РФ. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования,
- статьей 20.2.2 КоАП РФ. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка,
- статьей 20.2.3 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей по информированию граждан, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии организатором публичного мероприятия решения об отказе от проведения публичного мероприятия либо подача уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения,
- статьей 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами,
- статьей 20.3.1. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства,
- статьей 20.3.2. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации,
- статьей 20.3.3. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях,
- статьей 20.3.4. Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц,
- статьей 20.6.1 КоАП РФ. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
Отнести к подведомственности должностных лиц органов исполнительной власти все дела об административных правонарушениях, санкция которых предусматривает такие виды административных наказаний как предупреждение и административный штраф (например, по части 1 статьи 15.33, статьям 15.33.2, 15.6 КоАП РФ).
Внести изменения в часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ путем четкого указания на то, что перечисленные в этой статье дела об административных правонарушениях, совершенные физическими лицами, в отношении которых не подлежит применению административный арест, не могут быть переданы на рассмотрение судье.
- Более подробно регламентировать рассмотрение дела об административном правонарушении в судебном порядке. В частности предусмотреть положения, посвященные протоколу рассмотрения судом дела об административном правонарушении; замечаниям на протокол рассмотрения дела об административном правонарушении; порядку в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении; мерам, применяемым к нарушителям порядка в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении и т.п.
- Предусмотреть возможность продления срока при рассмотрении жалоб на постановления, решения по делам об административных правонарушениях.
- Предусмотреть возможность объединения судом в одно производство дел об административных правонарушениях, не вступившие в законную силу постановления и (или) решения по которым подлежат пересмотру.
- Установить срок обжалования постановления (решения) со дня их вынесения, а не получения.
- Регламентировать требования к содержанию жалобы на не вступившее в законную силу постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении и перечню документов, прилагаемых к ней. В частности, предусмотреть, что к жалобе должны быть приложены копии обжалуемых постановлений, решений.
- Предусмотреть возможность оглашения резолютивной части решения.
- Предусмотреть норму, регламентирующую восстановление утраченных дел (материалов), по аналогии со статьей 158.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
- Дополнить КоАП РФ положением о том, что привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля может быть применен не только на стадии рассмотрения дела, но и при рассмотрении жалоб на постановления, решения по делам об административных правонарушениях.
- Предусмотреть возможность приостановления производства по делу, в частности, в случае назначения экспертизы или болезни лица, в отношении которого ведется производство по делу, которое приостанавливало бы течение сроков давности привлечения к административной ответственности.
- По аналогии со статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотреть возможность на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить дело об административном правонарушении по ряду составов, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
- Предусмотреть условие о начале исчисления срока давности привлечения лица к административной ответственности в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, с момента вынесения постановления (решения) должностного лица или судьи об освобождении собственника (владельца) транспортного средства от административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ (в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц).
Проанализировав доклад, представленный председателем комиссии по вопросам судебной практики и совершенствованию законодательства, своевременному и качественному отправлению правосудия Скляр А.А., руководствуясь Федеральным законом от 14 марта 2002 года №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Регламентом работы Совета судей Алтайского края, Совет судей Алтайского края,
ПОСТАНОВИЛ:
- Принять информацию председателя комиссии по вопросам судебной практики и совершенствованию законодательства, своевременному и качественному отправлению правосудия Скляр А.А. к сведению.
- Продолжить дальнейшую работу по изучению законодательства об административных правонарушениях и практики рассмотрения дел об административных правонарушениях.
- Направить в Алтайское краевое Законодательное Собрание предложения по совершенствованию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для формирования законодательной инициативы.
- Направить в Верховный Суд Российской Федерации предложения по совершенствованию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для формирования законодательной инициативы.
Председатель Совета судей
Алтайского края Н.А. Межевалов