Грядут перемены?
Сотрудники аппарата суда – люди с не самой легкой долей и не самой высокооплачиваемой заработной платой: она слишком мала, чтобы на нее можно было прожить. Сегодня эта проблема перестает быть личной проблемой каждого сотрудника аппарата, а становится делом государственного масштаба.
В конце июня текущего года вслед за заседанием Президиума Совета судей Российской Федерации состоялось семинар-совещание председателей советов судей субъектов Российской Федерации. В работе совещания принял участие Сергей Павлович Камнев – заместитель председателя Алтайского краевого суда, председатель Совета судей Алтайского края.
Сергей Павлович, на семинаре-совещании были рассмотрены ключевые вопросы деятельности региональных советов судей, а также рассматривался и ставший самым наболевшим вопрос повышения заработной платы работников аппарата. На протяжении нескольких лет этот вопрос является актуальным, как Вы это прокомментируете?
- Этот вопрос неоднократно поднимался органами судейского сообщества, обсуждались изменения оплаты труда сотрудников аппарата судов как на съездах судей Российской Федерации, так и на заседаниях Совета судей, Президиума Совета судей Российской Федерации.
С 1 января 2011 года в судах были незначительно повышены должностные оклады помощникам председателей судов, помощникам судей и секретарям судебных заседаний, но в настоящий момент говорить всерьез об улучшении оплаты их труда не приходится.
Более того, по статистическим данным судов общей юрисдикции, арбитражных судов, начиная с 2011 года, увеличилась "текучка" кадров, в результате отсутствия опыта работы произошло общее снижение квалификации кадров.
Как отмечалось в постановлении VIII Всероссийского съезда судей от 19 февраля 2012 года, уровень оплаты труда работников аппаратов судов, несмотря на уже принятые меры, продолжает оставаться на крайне низком уровне, что создает проблему стабильности кадрового состава аппаратов судов, негативно влияет на работу судов.
Действительно, до сих пор этот вопрос стоит очень остро. Оплата труда государственных служащих в аппарате судов, занимающихся процессуальной деятельностью (секретари и помощники судей), не соответствует их статусу и положению. Все они с высшим юридическим образованием, работают с большой нагрузкой, а зарплата мизерная.
Сейчас органы судейского сообщества добиваются принятия отдельного закона, чтобы выделить эту категорию служащих и достойно оплачивать их труд.
Какие конкретные шаги сделаны в этом направлении?
- Начну с того, что любое изменение – это очень сложный процесс – последовательный и поступательный. Сегодня относительно данного вопроса уверенно можно сказать, что процесс медленно, но верно идет.
Еще раз подчеркну, что необходимость разрешения давноназревшей проблемы в работе судебной системы очевидна для всех.
По вопросам, связанным с фактической численностью, оплатой труда государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации практически в каждом субъекте Российской Федерации была проведена определенная, в том числе аналитическая работа.
В прошлом году Совет судей Алтайского края наряду с другими субъектами поддержал инициативу Совета судей Оренбургской области о направлении в Совет судей Российской Федерации обращения об увеличении численности и повышении должностных окладов работников аппаратов судов общей юрисдикции Российской Федерации и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, предварительно заслушав и обсудив на заседании Совета информацию о сложившейся ситуации в крае по данному вопросу.
И на территории Алтайского края названная проблема актуальна?
- Могу сказать, что к неутешительным выводам на заседании, в ходе которого заслушивалась информация, посвященная этой проблеме, пришел Совет судей Алтайского края.
В судах края остро ощущается нехватка обеспечивающих специалистов, консультантов (по информатизации), помощников судей, особенно секретарей судебных заседаний. К примеру, 10 судей Арбитражного суда не обеспечены секретарями судебного заседания, должностные обязанности которых выполняют специалисты младшей группы государственной гражданской службы.
Более того, за период 2012-2013 годов количество уволившихся из аппарата судов региона составило около 400 человек, из них в связи с низкой заработной платой – более 60%.
О многом говорит и то, что по краю имеют место случаи непроведения объявленного конкурса на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих.
Наряду с недостаточной численностью работников аппаратов судов, в том числе в силу оттока квалифицированных кадров по причине низкого уровня заработной платы, членами Совета судей отмечены тенденция роста количества дел и как следствие –неуклонное и существенное возрастание нагрузки на работника аппарата суда.
Указанные обстоятельства соответствуют сложившейся во многих субъектах критической ситуации, которая также обусловлена низким уровнем оплаты труда, отсутствием социальных льгот, повышенной нагрузкой, что неизбежно приводит к увеличению количества ошибок ворганизации делопроизводства и негативно сказывается на состоянии судебной системы.
В действующем законодательстве подчеркивается особый статус судебной власти, уместно предположить, что государственным служащим также отведена важная роль в осуществлении правосудия?
- Безусловно, поскольку все без исключения государственные служащие аппарата вовлечены в процесс осуществления правосудия, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях осуществлением контроля за исполнением решения суда.
Исходя из того, что государственным служащим суда отводится немаловажная роль в осуществлении судопроизводства, целесообразно выделить судебную службу отдельным видом государственной службы.
В эту службу войдут работники аппаратов Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, для единства судебной власти судебную службу также предлагается образовать в аппаратах уставных (конституционных) судов субъектов Российской Федерации и в аппаратах мировых судей в качестве судебной службы субъектов Российской Федерации.
С этой целью разработан проект Федерального закона «О судебной службе Российской Федерации», которым регулируются отношения, связанные с поступлением на судебную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения служащего судебной службы. Введение судебной службы повлечет за собой внесения изменений в ряд нормативных правовых актов.
В настоящее время проекты законов направлены в суды высших инстанций судебной системы Российской Федерации, а также в советы судей субъектов Российской Федерации для обсуждения и внесения замечаний, предложений.
Проект федерального закона состоит из 10 глав, которые раскрывают различные аспекты прохождения судебной службы, Сергей Павлович, каким из них уделяется особое внимание?
- Отмечу, что законопроектом предусматривается особый порядок присвоения классных чинов при прохождении судебной службы, а также уделяется внимание вопросам оплаты труда служащих судебной службы, основных и дополнительных государственных гарантий служащих судебной системы.
Новость о повышении заработной платы уже прогремела по всей стране, и, судя по мнениям высказавшихся, в большинстве своем сотрудники аппаратов судов с принятием федерального закона «О судебной службе» связывают большие надежды, оправданы ли будут они, узнаем позже, а какие практические результаты предполагаются?
- При условии принятия настоящего федерального закона заработная плата государственного служащего ощутимо возрастет.
Предполагается, что денежное содержание служащего судебной системы будет складываться из нескольких составляющих: должностного оклада и оклада за классный чин, доплаты за особые условия, ежемесячной надбавки за выслугу лет и других.
При этом должностной оклад устанавливается в процентном соотношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.
Перевод на судебную службу позволит повысить заработную плату сотрудникам аппаратов судов ориентировочно в 2,2 раза.
Таким образом, секретарь суда будет получать около 32 000 рублей в месяц, помощник судьи – около 42 000 рублей.
Не вызывает никаких сомнений, что такое увеличение заработной платы остановит постоянную смену сотрудников аппаратов судов, создаст условия для стабильного делопроизводства в судах общей юрисдикции, повысит качество протоколов судебных заседаний, сформирует резерв квалифицированных кадров для судейского корпуса, а в конечном итоге повысит авторитет, как судебной, так и государственной власти в целом.